Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

МЕЖГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Turner J. С., Giles H. (eds.). Intergroup behaviour. Oxford: Blackwell, 1984. 277 p.

 

Рецензируемая книга является наиболее полным компендиумом исследований межгруппового поведения за последние годы в Западной Европе и Америке. В отличие от большинства коллективных монографий, издаваемых за рубежом, данная книга, написанная семью авторами, воспринимается как единое целое благодаря общности теоретических и методологических позиций, а также композиционной схожести отдельных глав.

Каждая из ее семи глав представляет одно из важнейших направлений в исследовании межгруппового поведения. В первой главе (Дж. Тэрнер и Г. Джайлз) излагаются исходные теоретические допущения, принимаемые авторами последующих глав, рассматривается история межгрупповых исследований, начинающихся классическими работами Г. Лебона и З. Фрейда. Среди более поздних как наиболее выдающиеся отмечаются работы Ф. Оллпорта и М. Шерифа. Конкретные эмпирические исследования в области межгруппового поведения начали проводить Ньюком и Хайман, Мюррей, Доллард и Левин. В 40—50-е гг. интерес к групповым отношениям в связи со второй мировой войной обострился, он сконцентрировался в основном на исследовании психологических корней фашизма. Начиная с 50-х гг. исследователи стали все более сосредоточивать свое внимание на межличностных отношениях, пытаясь объяснить социальные явления когнитивными процессами, что наложило свой отпечаток и на исследования межгруппового поведения. Эта картина начала меняться в 70-х гг., когда возникли новые данные и идеи. Обзору этих новых исследований и посвящены в основном остальные главы монографии.

Вторая глава «Межличностное и межгрупповое поведение» (Р. Браун и Дж. Тэрнер) является методологической платформой всех последующих частей книги. Здесь, по сути, и отстаивается право на существование межгруппового поведения как психологической реальности, имеющей свои феномены и закономерности, в отличие от традиционно изучаемых социальной психологией межличностных форм поведения. Авторы рассматривают ряд теории с позиции сопоставления и противопоставления межличностного и межгруппового поведения: теорию фрустрации — агрессии Долларда, постулирующую жесткую связь между этими двумя феноменами, теорию совпадения взглядов Рокича, объясняющую расовую предубежденность как закономерный исход воспринимаемого несоответствия взглядов на мир представителей разных рас; гипотезу контактов (Г. Оллпорт, Кук, Петтигрю), считающую основой улучшения отношений между группами наличие продолжительного

 


 

177

 

контакта между их членами. Все эти теории подвергаются критике за прямую экстраполяцию закономерностей межличностных отношений на межгрупповое поведение, из-за которой невозможно объяснить многие факты действительности, например, когда контакт между членами различных групп не только не улучшает, но, напротив, ухудшает их отношения. Третья глава «Экспериментальная социальная психология межгруппового поведения» (Дж. Тэрнер) содержит богатый эмпирический материал. Здесь описываются исследования в русле так называемой реалистической (или функциональной) теории межгруппового конфликта, в которой важнейшая роль в улучшении межгрупповых отношений отводится высшим, выходящим за рамки интересов одной группы, целям (М. Шериф, Д. Кэмпбелл и другие). Полемизируя с выводами этой теории, Тэрнер показывают, что межгрупповая дискриминация может быть не только следствием конкурентного взаимодействия между группами, но и эффектом социальной категоризации самой по себе, даже среди групп, взаимодействующих на основе сотрудничества.

Автор четвертой главы «Расовая предубежденность» (Д. Милнер) подвергает критике теории предубежденности, основанные на личностных и межличностных факторах (Доллард, Адорно и другие), и делает попытку построить адекватные объяснительные модели на основе теории «социальной идентичности» Дж. Тэрнера (описанной в третьей главе). Д. Милнер подчеркивает, что в настоящее время суть расовых предрассудков на Западе значительно изменилась: на смену таким их проявлениям, как умаление интеллектуальных, моральных и других, особенностей людей «черной» или «желтой расы, пришли более тонике формы предубежденности, связанные с осознанием их силы и способностей и выражающиеся скорее в страхе перед ними, чем в их унижении.

В пятой главе «Социальные стереотипы и социальные группы» Г. Тэшфел выделяет четыре функции стереотипизации: две когнитивные и две социальные. Главная когнитивная функция стереотипизации состоит в систематизации и упрощении информации, поступающей от социального окружения. Эта функция по своим механизмам мало отличается от стереотипизации физических явлений. Вторая когнитивная функция служит для поддержания и сохранения существующей системы оценок окружающего мира. Здесь имеются значительные различия в устойчивости стереотипов, относящихся к нейтральным и оценочно-окрашенным объектам. Если первые могут довольно легко изменяться под воздействием противоречивой информации, то факты, не согласующиеся с принятой характеристикой оценочно-окрашенного объекта, угрожают всей системе оценок, лежащей в основе нашего мировосприятия. Социальные функции стереотипов, по мнению автора, служат, во-первых, для оправдания и объяснения существующих межгрупповых отношений и, во-вторых, для сохранения или создания позитивной дифференциации между ингруппой и релевантными аутгруппами.

В шестой главе (Дж. Стефенсон), как и в предыдущих, проводится разграничение между межличностными переговорами (например, между отцом и ребенком) и межгрупповыми, которые характеризуются наличием представителей двух сторон (например, переговоры между профсоюзами и предпринимателями). Стефенсон критикует подход, при котором межгрупповые переговоры рассматривались как частный случай межличностных. Так, его собственные исследования и работы других авторов показывают, что выход, удовлетворяющий обе стороны, может быть найден и в атмосфере групповых различий и конфликтов.

На связь языковых традиций, норм, изменений с общественными процессами прямо указывают в последней главе Г. Джайлз и П. Джонсон. В качестве иллюстраций привлечен богатый этнический и исторический материал. Например, в Индии сикхские писатели намеренно изменяли язык в целях дифференциации его от хинди, так что первоначально сходные в разговорной речи языки приобрели впоследствии совершенно различные формы.

Монографию отличает живой, богатый и полемический стиль изложения. Авторы не просто излагают результаты исследований и теоретические концепции разнообразных школ и направлений, но дают им свою оценку, сталкивают противоречащие друг другу точки зрения. Все эти достоинства книги с лихвой компенсируют известную односторонность исходных методологических позиций авторского коллектива — позиций когнитивистского направления в социальной психологии, которая неизбежно накладывает определенные ограничения и на содержательную трактовку рассматриваемых проблем. Книга может оказаться полезной широкому кругу читателей, интересующихся теоретическими и прикладными проблемами социальной психологии.

 

В.С. Агеев

Москва